Механические часы периодически появлялись в Стране восходящего солнца с середины 16-го века на руках миссионеров. Но еще долго подобная вещь не была актуальна для Японии. Страна находилась в изоляции, на территории Японии действовала отличная от Европы система исчисления времени (см. "История японских часов")
1873 год - император указом вводит григорианский календарь и времяисчисление, принятое на Западе. Наряду с продавцами различных товаров, на острова ринулись и торговцы швейцарскими часами. Они объединялись с японскими предпринимателями, создавая торговые сети.
Спрос на часы был не малый, о чем свидетельсвуют цифры - 145 000 шт. импортируемых часов в 1890г, по сравнению с 47 000 - в 1880-м. Не удивительно, что занимаясь продажей и ремонтом, многие владельцы торговых лавок и мастерских, зарабатывали первый капитал, задумываясь над собственным часовым производством.
Одним из них был Кинтаро Хаттори, который 21 летним юношей в декабре 1881 года открыл в Токио магазин по продаже импортных часов и их ремонту. Молодой Хаттори закупал иностранные карманные и настенные часы (наручных часов еще не существовало) в порту Иокогамы, продавал их в своем магазине и осуществлял обслуживание.
Магазин Хаттори 1881г
Кинтаро уже обладал определенным опытом, как в торговле (работая с 11 лет в одном из промышленных магазинов), так и в ремонте (изучая часовое дело в Китае). Сейчас же он с успехом объеденил эти два направления.
Через год (в 1882-м) молодой предприниматель идет дальше и открывает часовую фабрику.
Первой продукцией фабрики становятся настенные часы, как более простые в изготовлении. На заводе используется примитивное оборудование, штат сотрудников - всего 20 человек. Занимаясь банальным шпионажем - покупали импортные часы, разбирали, и делали копии, ставя свой логотип.
Тем не менее, фабрике было дано звучное имя - Сейкоша. Сложный японский язык дает несколько вариантов перевода иероглифа Сейко - "утонченный", "изысканный", "успех", "минута". "Ша" - переводится как "дом". Т.е., все вместе можно перевести как "модный часовой дом", "дом точности"...
Всего через три года (1885г) фабрика перемещается в престижный район Токио - Гиндзу и вскоре становится крупнейшим производителем часов в Японии.
Карманные Сейкоша 1895г
Подобному быстрому росту способствовало ряд событий.
1. Поднятие таможенных пошлин на товар, импортируемый в Японию. Кинтаро Хаттори был одним из инициаторов обращений к правительству, в результате которых удалось добиться повышения налога на ввоз швейцарских часов с 5% в конце 19-го века до 50% - в начале 20-го.
Это вынудило швейцарцев внедрить определенную стратегию, которую они использовали для выхода на рынки многих развивающихся стран. Данная практика называется "шаблонаж". Заключается она в экспорте деталей/узлов часов и дальнейшей сборки готового изделия в стране продажи.
В часовых кругах Швейцарии не безосновательно опасались подобной практики, т.к. она предполагала передачу ряда технологий и возможного появления конкурентов в странах сборки.
Как вы понимаете, Сейкоша подобный шанс не упустила.
2. Вторым событием, повлиявшим на становление фабрики, явились войны.
С началом русско-японской войны 1904-1905гг разразился настоящий бум на часы. К этому времени продукция японского производителя уже обладала достойным качеством и привлекательной ценой, что привело к значительному росту продаж.
Начало же 1-й Мировой войны вынудило европейских часовщиков существенно сократить производственные мощности. В это время Seikosha получает ряд заказов на свою продукцию. Так Франция заказала порядка 300 000 изделий. Еще на 600 000 единиц пришел заказ из Великобритании.
Начало 20-го в. ознаменовалось для часового мира появлением наручных часов. Сейкоша и здесь "не пасет задних", выпустив в 1913г наручные часы под логотипом Laurel.
Laurel 1913г
Доля наручных и карманных часов постепенно увеличивается с 12% от общего производства в 1916-м до 60% в 1922-м. Не перестали пользоваться популярностью и будильники от Seikosha.
1923 год принес компании серьезное испытание. Великое землетрясение в Канто. Число погибших - порядка 100 000 человек. Под руинами фабрики осталось оборудование, товарный запас, около 1500 сданных на обслуживание механизмов от клиентов.
Но, несмотря на форс-мажор, господин Хаттори принимает решение вернуть часы всем пострадавшим клиентам, чем дополнительно снискал уважение к своей марке.
Уже через год, в наскоро возведенных зданиях, возобнавляется выпуск продукции.
А в 1928-м, когда закончилось строительство новых цехов, компания получает новое имя - Seiko (карманные часы выходят под старым логотипом Seikosha). Тогда же формируется имидж марки - "Компания, которая должна удивлять".