часы Seiko, Кинтаро Хаттори Когда были произведены первые часы Seiko. Кто такой Кинтаро Хаттори. Начало истории знаменитой японской компании Seiko читайте в нашей публикации.
(050)-506-82-36 (также для Viber); (093)-287-32-98; (067)-378-08-19
Украина, г. Чернигов, пр.Мира, 42

Часы Seiko - история первая. Начало

18.03.2016

Часы Seiko

Часы Seiko

Механические часы периодически появлялись в Стране восходящего солнца с середины 16-го века на руках миссионеров. Но еще долго подобная вещь не была актуальна для Японии. Страна находилась в изоляции, на территории Японии действовала отличная от Европы система исчисления времени (см. "История японских часов")

1873 год - император указом вводит григорианский календарь и времяисчисление, принятое на Западе. Наряду с продавцами различных товаров, на острова ринулись и торговцы швейцарскими часами. Они объединялись с японскими предпринимателями, создавая торговые сети.
Спрос на часы был не малый, о чем свидетельсвуют цифры - 145 000 шт. импортируемых часов в 1890г, по сравнению с 47 000 - в 1880-м. Не удивительно, что занимаясь продажей и ремонтом, многие владельцы торговых лавок и мастерских, зарабатывали первый капитал, задумываясь над собственным часовым производством.

Кинтаро Хаттори в разные годы жизни

Одним из них был Кинтаро Хаттори, который 21 летним юношей в декабре 1881 года открыл в Токио магазин по продаже импортных часов и их ремонту. Молодой Хаттори закупал иностранные карманные и настенные часы (наручных часов еще не существовало) в порту Иокогамы, продавал их в своем магазине и осуществлял обслуживание.

Магазин Хаттори 1881г 

Кинтаро уже обладал определенным опытом, как в торговле (работая с 11 лет в одном из промышленных магазинов), так и в ремонте (изучая часовое дело в Китае). Сейчас же он с успехом объеденил эти два направления.
Через год (в 1882-м) молодой предприниматель идет дальше и открывает часовую фабрику.

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Первой продукцией фабрики становятся настенные часы, как более простые в изготовлении. На заводе используется примитивное оборудование, штат сотрудников - всего 20 человек. Занимаясь банальным шпионажем - покупали импортные часы, разбирали, и делали копии, ставя свой логотип.

Тем не менее, фабрике было дано звучное имя - Сейкоша. Сложный японский язык дает несколько вариантов перевода иероглифа Сейко - "утонченный", "изысканный", "успех", "минута". "Ша" - переводится как "дом". Т.е., все вместе можно перевести как "модный часовой дом", "дом точности"...

Всего через три года (1885г) фабрика перемещается в престижный район Токио - Гиндзу и вскоре становится крупнейшим производителем часов в Японии.

Карманные Сейкоша 1895г

Подобному быстрому росту способствовало ряд событий.

1. Поднятие таможенных пошлин на товар, импортируемый в Японию. Кинтаро Хаттори был одним из инициаторов обращений к правительству, в результате которых удалось добиться повышения налога на ввоз швейцарских часов с 5% в конце 19-го века до 50% - в начале 20-го.

Это вынудило швейцарцев внедрить определенную стратегию, которую они использовали для выхода на рынки многих развивающихся стран. Данная практика называется "шаблонаж". Заключается она в экспорте деталей/узлов часов и дальнейшей сборки готового изделия в стране продажи.

В часовых кругах Швейцарии не безосновательно опасались подобной практики, т.к. она предполагала передачу ряда технологий и возможного появления конкурентов в странах сборки.
Как вы понимаете, Сейкоша подобный шанс не упустила.

2. Вторым событием, повлиявшим на становление фабрики, явились войны.

С началом русско-японской войны 1904-1905гг разразился настоящий бум на часы. К этому времени продукция японского производителя уже обладала достойным качеством и привлекательной ценой, что привело к значительному росту продаж.

Начало же 1-й Мировой войны вынудило европейских часовщиков существенно сократить производственные мощности. В это время Seikosha получает ряд заказов на свою продукцию. Так Франция заказала порядка 300 000 изделий. Еще на 600 000 единиц пришел заказ из Великобритании.

Начало 20-го в. ознаменовалось для часового мира появлением наручных часов. Сейкоша и здесь "не пасет задних", выпустив в 1913г наручные часы под логотипом Laurel.

Laurel 1913г

Доля наручных и карманных часов постепенно увеличивается с 12% от общего производства в 1916-м до 60% в 1922-м. Не перестали пользоваться популярностью и будильники от Seikosha.

1923 год принес компании серьезное испытание. Великое землетрясение в Канто. Число погибших - порядка 100 000 человек. Под руинами фабрики осталось оборудование, товарный запас, около 1500 сданных на обслуживание механизмов от клиентов.

Но, несмотря на форс-мажор, господин Хаттори принимает решение вернуть часы всем пострадавшим клиентам, чем дополнительно снискал уважение к своей марке.

Уже через год, в наскоро возведенных зданиях, возобнавляется выпуск продукции.

А в 1928-м, когда закончилось строительство новых цехов, компания получает новое имя - Seiko (карманные часы выходят под старым логотипом Seikosha). Тогда же формируется имидж марки - "Компания, которая должна удивлять".


О том, как изменялись часы Seiko, какими инновациями мы обязаны данной компании, читайте в следующей статье.